Главная » Статьи » Железная дорога » Подвижной состав

Ф, Фр и Фп
Электровоз Ф, Фр и Фп - электровоз переменного тока.

Технические характеристики
Годы постройки - 1959-1960
Страна постройки - Франция (фирма "Альстом", объединение "МТЕ" (Матерьель де траксьон электрик)
Страны эксплуатации - СССР
Всего построено - 50 локомотивов
Осевая формула - 3о-3о
Система тока - переменный, 25 кВ
Часовая мощность ТЭД - 790 кВт
Скорость часового режима (Ф,Фр/Фп) - 47,3/74,1 км/ч
Длительная мощность ТЭД - 760 кВт
Скорость длительного режима (Ф,Фр/Фп) - 48,3/75,8 км/ч
Конструкционная скорость (Ф,Фр/Фп) - 100/160 км/ч
Сцепной вес (Ф,Фр/Фп) - 142/131 т
История

Чтобы быстрее накопить опыт по эксплуатации электровозов переменного тока напряжением 25 кв и сопоставить различные конструкции отдельных устройств и оборудования этих локомотивов, в июле 1957 г. в соответствии с долгосрочным соглашением между СССР и Францией был выдан заказ французским фирмам «Альстом», «Шнейдер» (в Крезо), «Жемон» и «Шнейдер-Вестингауз» (последние три фирмы входили в объединение «МТЕ»—Матерьель де тракцион электрик) на постройку для железных дорог Советского Союза 50 электровозов типа 30-30 с игнитронами.
Из этого количества 40 электровозов предназначались для грузовой службы, 10 — для пассажирской. В числе грузовых электровозов 10 должны были иметь оборудование для рекуперативного торможения. Грузовым электровозам была присвоена серия Ф, а с рекуперативным торможением - Фр; пассажирским электровозам — серия Фп.
Первый из построенных грузовых электровозов Ф-01 в апреле 1959 г. испытан на участке Валансьен — Тионвиль французских железных дорог с поездами весом 1 100, 2 250 и 2 500 т. В период 1959—1960 гг. электровозы Фив 1960 г. электровозы Фр и Фп морским путем были доставлены в Советский Союз и проходили опытный пробег на участке Ожерелье — Па-велец Московской дороги, а затем были отправлены на б. Красноярскую дорогу, где начали работать на участке Чернореченская — Красноярск — Клюквенная.
К 1963 году все 50 локомотивов этой серии были сосредоточены в локомотивном депо Красноярск. Эксплуатация показала, что электровозы данной серии имеют множество недоработок, как в электрической (автотрансформаторные обмотки, тяговые электродвигатели, электродвигатели вентиляторов, резисторы), так и в механической (опоры кузова и муфты мотор-компрессоров) частях. Доработки производились уже в Советском Союзе. Опыты по наладке рекуперативного торможения продолжались более года, однако различные недоработки так и не позволили использовать электрическое торможение на электровозах серии Ф с рекуперацией (Фр).
В начале 1970-х годов электровозы серий Ф, Фр и Фп из-за изношенности оборудования, в частности выпрямительной установки, стали отстраняться от работы и заменяться электровозами серий ВЛ60 и ВЛ60п. К августу 1973 года было списано 10 электровозов: семь серии Ф, один — Фр и два — Фп. Сорок оставшихся локомотивов прошли заводской ремонт. К августу 1976 года из инвентаря были исключены ещё семь электровозов серии Ф и пять — серии Фп. Часть из оставшихся электровозов были оборудованы кремниевыми выпрямителями и использовались лишь на вспомогательной работе. Электровозы с игнитронами ожидали списания. Последние французские электровозы были исключены из инвентаря МПС в 1987 году .

Технические данные

При проектировании электровозов Ф и Фп использовались ранее созданные конструкции электровозов, построенных французскими заводами. Так, конструкция трехосных тележек, имеющих рамы, выполненные из отдельных сваренных штампованных элементов, бесчелюстные буксы, соединенные с рамой тележки рычагами с резинометаллическими блоками, и рессорное подвешивание этих тележек были заимствованы у электровозов типа 30-30 серии 7100, спроектированных фирмой «Альстом» для французских дорог.
Кузов электровоза спроектирован по ширине и высоте без полного использования габарита железных дорог Советского Союза; сделано это с целью облегчения его транспортировки по дорогам Франции; однако это несколько стеснило проходы. Кузов опирается на каждую тележку через две качающиеся опоры и шесть пружинных боковых опор у грузовых электровозов и четыре пружинных боковых опоры у пассажирских электровозов. Длина кузовов получилась на 2,3 м больше, чем это предполагалось, так как запроектированное ранее размещение мотор-компрессоров в специальных ящиках под кузовом было заменено размещением этих машин в кузове.
В основу электрических схем электровозов Ф и Фп положены схемы электровозов серии 12000 и 16000 французских железных дорог. Применено регулирование напряжения, подводимого к первичной обмотке тягового трансформатора переключателем ступеней автотрансформатора без разрыва цепей, и питание каждого тягового электродвигателя от вторичной обмотки тягового трансформатора через два включенных в его цепь игнитрона SFT-7 (применена так называемая блочная схема). Игнитроны SFT-7 до этого применялись на электровозах серии 16000.
Тяговые электродвигатели ТАО-649В1 грузовых электровозов Фи Ф представляют собой шестиполюсные машины без компенсационных обмоток с опорно-осевой подвеской, выполнены по типу электродвигателей, изготовленных французскими заводами для электровозов типа 20-20 португальских железных дорог; изоляция электродвигателей кремнийорганическая класса Н. Тяговые двигатели ТАО-649А1 пассажирских электровозов Фп отличаются от электродвигателей ТАО-649В1 только конструкцией остова, который рассчитан на опорно-рамную подвеску машины на тележке.
Привод вспомогательных машин (компрессоров, вентиляторов, насосов) осуществляется при помощи трехфазных асинхронных электродвигателей, получающих питание от обмотки вспомогательных цепей через фазорасщепитель; последний служит также приводом генератора постоянного тока цепей управления. Напряжение цепи вспомогательных машин — 380 в; напряжение цепей управления и освещения — 75 в. Часть вентиляторов на электровозах выполнена аксиального типа. Электровозы могут работать по системе многих единиц.
На электровозах ФР с рекуперативным торможением питание обмоток главных полюсов тяговых электродвигателей во время рекуперации электроэнергии предусмотрено от обмотки отопления состава через понизительный трансформатор и два игнитрона.

Категория: Подвижной состав | Добавил: StarMaster (07.11.2010)
Просмотров: 2439 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]